Köch-köch Переселение

Главная | Регистрация | Вход
Суббота, 2017-11-25, 01.08
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Плохо
3. Ужасно
4. Нормально
5. Хорошо
Всего ответов: 10
Главная » Статьи » Мои статьи

Уйгуры: история, культура, быт и традиции
Уйгуры: культура, быт и традиции

Еще в конце XIX века, специально для изучения истории и культуры уйгуров, как одного из древнейших цивилизованных народов мира, в Европе был образован Международный комитет. В России был создан его филиал по изучению Средней, Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношении (С.Е. Малов «Памятники древнетюркской письменности». Москва, 1951 год, стр. 95). Для исследования и сбора материалов в Западный Китай в 90-х годах XIX века направлялись экспедиции из Англии, Франции, Германии, Венгрии, России и других стран.
Прибывшие специалисты изучали развалины уйгурских городов и их храмов (буддийских, манихейских и христианских). Обследованию также подверглись древние уйгурские жилища и захоронения. Были обнаружены многочисленные находки, среди которых большой интерес представляли рукописи, настенные росписи, скульптурные украшения. Рукописи были в виде клочков, свитков и тетрадей (книжек), а художественными росписями украшались стены, потолки и даже пол. Последние носили в основном религиозную направленность. Встречались портреты уйгурских высокопоставленных лиц, сценарии торжественных приемов, музыкальных встреч, военных походов, охоты на зверей, поединки богатырей и т.д. Добытые материалы, в том числе рукописи, в большом количестве вывозились за границу и в настоящее время хранятся в музеях Лондона, Парижа, Берлина и Японии, но львиная доля археологических ценностей (рукописей, скульптур и других материалов), хранится в музеях и архивах г. Санкт-Петербурга.
Многие ученые, такие как В. Томсон, А. Стейн, В.В. Радлов, А. Лекок, Ф.В.К. Мюллер, С, Е. Малов и другие, после возвращения из поездок в Западный Китай и другие регионы написали ряд трудов, посвященных истории и культуре уйгурского народа. Ниже мы приведем мнения некоторых, наиболее известных ученых.
Так, английский исследователь Дж. Черчвард в конце XIX века писал:
«Уйгурская империя в Евразийском континенте существовала еще до начала Всемирного потопа. Уйгуры достигли высочайшего уровня цивилизации и культуры: им были известны астрология, горное дело, текстильная промышленность, архитектура, математика, сельское хозяйство, письменность, медицина и другие науки. Они были искусны в изготовлении декоративных изделии из шелка, металлов и дерева, воздвигали статуи из золота, серебра, бронзы и глины - и все это было задолго до того, как возникла египетская цивилизация. История уйгуров представляет собой историю ариев». (Дж.Черчвард «Древний континент My», изд. «София», г.Киев, 1997 год).
Ученый китаевед Д. Позднеев в 1899 году писал: «Ни одному из народов восточно-азиатского нагорья не удалось привлечь к себе так много внимания ученых западного, европейского мира, как уйгурам. Их династия до сих пор достаточно не изучена, остается еще очень и очень много туманного, неизвестного и неисследованного ...».
Исследователь Морган отметил: «Ключ мировой культуры спрятан в Таримской долине. (Территория современного Синьцзяна-Уйгурского автономного района КНР(в дальнейшем СУАР КНР прим. автора, . Когда он будет найден, тогда станут известны и тайны мировой культуры». (Т.Алмас «Уйгуры», г.Алматы, 1993 год, часть 1, стр. 7).
Советский ученый В. С. Кузнецов подчеркнул: «Оазисы Центральной Азии явились очагами мировой цивилизации».
Указанные высказывания подтвердились и археологическими работами, проведенными во второй половине XX веке в СУАР. Так, в 1972 году в могильнике «Астана» вблизи г. Турпан, было обнаружено захоронение уйгурского царя Кутлук Пантая (Ухой - К.М.) умершего в 445г. Могильник (мавзолей) и предметы захоронения в нем свидетельствуют о высоком развитии ремесленного производства, изобразительного искусства.
В 1979 году недалеко от Турпана обнаружены останки женщины, возраст которой около 6400 лет (она старше фараонов, захороненных в Египетских пирамидах - К.М.). Сохранившаяся часть одежды показывает, что предки уйгуров, еще 5000 лет до нашей эры имели достаточный опыт обработки кожи и шерсти животных и изготавливали из них одежду.
Обнаруженные в 1991 году в районе Субиши (Водораздел) и Кизилчоки (Красный Холм) СУАР многочисленные бальзамированные тела мужчин, женщин и детей (всего 113 человек), возраст которых составляет 1000 лет до нашей эры, подтверждают развитие химии и медицины в Таримском бассейне три тысячи лет тому назад. Авторитетные заключения ученых подтверждаются и тем фактом, что эти археологические находки обнаружены на исконных землях уйгур, жители которых с древнейших времен по сегодняшний день имеют единый язык, культуру, обычаи, традиции и т.д.
В качестве подтверждения вышеизложенного можно привести примеры из обычаев современных уйгуров. Так, уйгуры еще до нашей эры знали о том, что у человека может наступить как физическая, так и клиническая смерть. Поэтому они по сегодняшний день хоронят людей в двух или многокамерных захоронениях. Надгробную насыпь всегда старались делать, используя тростник, тем самым создавая условия доступа воздуха во внутреннюю камеру.
После захоронения родственники покойного в течение семи дней навещают могилу, чтобы удостовериться, что у покойника наступила не клиническая, а физическая смерть. Подобная конструкция захоронения позволяет человеку, захороненному после клинической смерти, прийти в себя в могиле и без особого труда выйти из нее. Поэтому среди уйгуров, в отличие от других национальностей, по сегодняшний день имеется достаточно примеров о возвращении людей с «того света», которые в последующем прожили не один десяток лет.
Одним из поучительных древних уйгурских обычаев является закаливание организма младенца холодом. Так, ханьские (китайские - К.М.) вельможи, посетившие еще в II веке до н.э. ставки уйгурских (хусцких - К.М.) правителей заметили, что уйгуры зимой бросают детей в снег, а затем закутывают их в тулуп (Китайская хроника "Ханьшу").
Другим примером, сохранившимся до сегодняшнего дня, является обычай под названием "Тилэп елиш", дословно переводится "Выпрашивание". Он заключается в следующем: когда родителям девушки, выданной замуж, становится известно, что их дочь ждет ребенка, они вместе с другими родственниками (в основном женщины) приходят к своим сватам с подарками и просят сватов и зятя разрешить их дочери до родов (40 дней) и после родов пожить у них. Этот обычай распространяется только по отношению к первым родам, так как с точки зрения медицины именно при первых родах у молодой женщины могут возникнуть стрессовые ситуации и лучше всего в это время за ней будет ухаживать родная мать. Когда проходит 40 дней после родов, муж молодой женщины вместе со своими родителями приезжает к жене. Выражая благодарность и одаривая подарками родителей жены, забирает свою жену и ребенка. Следует отметить, что после совершения обычаев "Тилэп елиш", интимный контакт зятя с женой не допускается, тоже с точки зрения медицины.
Новорожденных уйгуры пеленают в "бушик" (типа детской коляски особой конструкции - К.М.). В бушик ребенок пеленается в горизонтальном положении на мягких подушках. Подушечками также ребенок обкладывается и с двух сторон. Для предотвращения падения ребенка в области груди и колен пропускается лента, которая с двух сторон закрепляется к корпусу бушика. Кал и моча собираются в специальный контейнер, вмонтированный в корпус бушика. При испражнении кал непосредственно попадает в контейнер, а для пропуска мочи изготовляется из кости и дерева специальный предмет, который при пеленании устанавливается в паху ребенка. Испражнение происходит свободно, а контейнер с собранной мочи и калом не выплескивается при легкой качке бушика. Бушик, благодаря своей уникальной конструкции, создает идеальную чистоту и безопасность ребенка.
Следует отметить также некоторые положения, касающиеся женитьбы уйгурской аристократии. По указанию основоположника Уйгурского государства Огузхана, (III в. до н э.) принцы по крови первую жену, по уйгурски «байбичэ» (первая леди - К.М.), должны были брать только из рода гоян, лан, шабу, которые в Великой степи впервые создали централизованное Уйгурское государство. Древние китайцы это государство писали иероглифом «Ху», а их предков солнцепоклонников – хунну1.
_________
1. Большинство кочевых племен Великой степи в древние времена были язычниками, поклонялись небесным светилам, в том числе солнцу. Солнце древние уйгуры называли «hунн», а себя солнцепоклонников «hуннла». Слово һунн европейцами было воспринято как «гунн», а китайцы писали их иероглифами «хунн» (сюнн). Уйгуры и отдельные тюркоязычные народы, солнце в настоящее время называют кунн. А турки, азербайджанцы, туркмены – гунн. Слово hунн, гунн, хунн – это не название этноса, а название племен поклоняющихся солнцу, подобно тому как христианин, мусульманин, буддист. Когда мы говорим о христианинах, то предпочтение даем римлянам, распространителям этой религии, мусульманству – арабам, буддистов – индусам, а при употреблении hуннов (гуннов) мы должны давать должное уйгурам.
Только детям правителя, рожденным от принцесс, разрешалось занять высший престол по праву рождения. Они пользовались особыми правами как принадлежащие к правящему роду. Особое право этих родов на власть проявлялось в том, что наместниками, т.е. правителями (ханами, беками, баями и биями) многих провинций становились сыновья и близкие родственники или родовые старейшины вышеназванных племен (родов).
В последующем к вышеуказанным родам (племенам) прибавился род, исходящий от Огузхана и его отца - Карахана. Ханьцы этот род писали иероглифами «циолинь» или же «бу» (Н.Я. Бичурин, Н.В. Кюнер).
Согласно изложенной традиции брат после смерти или гибели старшего или младшего брата, для сохранения генофонда был обязан брать в жены его жену. Иногда на этой основе сыну приходилось брать жену отца, за исключением своей матери. Это традиция была особенно чуждой для других народов, в частности для ханьцев, европейцев и др.
Указанная традиция не говорит о том, что вновь «женившийся» должен обязательно жить с овдовевшей женщиной. Фактически он поддерживал связь с семьей умершего (погибшего) брата или отца на правах главы семьи, так как был обязан сохранять их покой и достаток, обеспечить их материально, защищать и заботиться об их потомках. Поэтому, даже у современных уйгуров по сей день соблюдается традиция, когда дети называют старшего брата своего отца «чон дада» (т.е. «старший отец»), а младшего брата своего отца - «кичик дада» (т.е. младший отец). По этой же аналогии родных сестер матери называют соответственно «чон апа»(«старшая мама») и «кичик апа» («младшая мама»).
Нарушение такой традиции вызывало недопонимание не только со стороны овдовевшей женщины, но и ее родственников, которым она принадлежала по системе «ата». Так, потомок Огузхана (7 колено), Шолай Канкуй в 68 г. до н.э. игнорировав традицию, отказал в покровительстве вдове своего брата Гоянди умершего 68 г. До н. э. Аристократическое племя шабу, к которому принадлежала царевна-вдова, подняло бунт, который в последующем перерос в вооруженный конфликт. Уйгурский предводитель Тоба Гуй, чтобы впредь не допустить подобных явлений, в 409 г. н. э. издал указ, гласящий о том, что «байбиче», после того как ее первенца или единственного сына объявляли наследником трона, должна предаваться смерти, чтобы она в последующем не могла дурно повлиять на сына. Такой указ стоил Тоба Гую жизни, он скоро был убит собственным сыном.
Другим уйгурским обычаем, из дошедших до нас, является оплакивание кончины безвременно пли трагически погибших близких.Мать, жена, иногда дочери распуская волосы и громко причитая, плачут по умершему. Иногда это сравнимо с истерикой, и нередко при этом они царапают лицо до крови. Близкие мужчины тоже плачут, некоторые делают раны на лице пли руках. О том, как плачут уйгуры, в свое время, писал историк Иордан. В частности, он в 453 году по поводу кончины Гунского (уйгурского - К.М.) правителя Атилы (Адила - К.М.) отметил, что люди по-разному выражали свое горе: одни рвали на себе волосы и царапали лицо до крови, воины делали надрезы на теле, выражая тем самым свое отчаяние, что не смогли уберечь Адила. Чрезмерное оплакивание стало уходить в прошлое только тогда, когда уйгуры стали исповедовать ислам, каноны которого запрещают истеричные оплакивания умерших.
Исповедуемые религии, также в определенной степени повлияли на развитие культуры, в частности на совершенствование письменности, архитектурного дела и изобразительного искусства. Уйгуры, исповедуя буддизм, манихейство, христианство и другие религии, по-разному строили свои культовые сооружения. Пагоды, храмы, церкви, а в последующем мечети, строились на видном месте, в хорошем архитектурном ансамбле сочетаясь с другими зданиями. В начале VI века только в одном городе Турпан можно было увидеть пагоды буддистов, манихейские храмы и церкви христиан. О существовании этих зданий свидетельствуют не только их развалины, но и обнаруженные археологические находки. В частности «Хуастуанив» - покаянная молитва манихеистов и буддийской «Золотой блеск» V в. н. э., и другие рукописи.
Достижение в военной области, в музыкальном искусстве, в медицине, а также научные факты, доказывающие, что бумага была изобретена турпанцами в начале II века, а книгопечатание в IX веке, - все это ясно показывает, насколько высоким был уровень развития ремесла, искусства и культуры у жителей Таримского бассейна в первом тысячелетии нашей эры. Именно этот народ, имеющий такую богатую культуру еще в начале II тысячелетия, впоследствии дал миру таких классиков, как М. Кашкарий, Усуп Хас Хаджип, Ахмет Йугнаки и другие.

Историк Касим МАСИМИ

Примечание: Данные взяты из книги К. Масими
1.«История Уйгурской державы»,
2.«Голубые тюрки» (кок турклэр),
выпущенных в г. Алматы соответственно в 1998 г. и 2000г.

Категория: Мои статьи | Добавил: (2008-09-27)
Просмотров: 1504
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2017 | Сайт управляется системой uCoz